среда, 29 июня 2011 г.

Долой беспорядок

Отсюда.
Кто первый воззвал: "Да будет беспорядок"? Кажется, Пандора? Согласно греческому мифу, она открыла ящик, данный богами ей на хранение, и выпустила из него в мир пороки и несчастья.
А может быть, это просто инстинкт скопидомства, унаследованный нами от далеких предков, которые сохраняли все что можно, потому что почти ничего не имели. А то немногое, что у них было, постоянно страдало от стихий, хищников и грабителей. Тут не до наведения порядка.
Однако в нынешнее время ген скопидомства полезен примерно так же, как и унаследованный от пещерных людей ген "ешь сколько влезет", и приводит к похожим последствиям.
Какова бы ни была причина, беспорядок повсюду преследует человека. От этого периодически страдают все на свете, говорит Барбара Хемпхилл, которая 25 лет работает специалистом по наведению порядка и является соавтором книги "Полюби или утратишь: окончательное освобождение от беспорядка". Вопрос надо ставить так: насколько быстро мы способны навести порядок?
Возможно, вы слышали поговорку: "Подальше положишь - поближе возьмешь". Если этот принцип помогает избавиться от беспорядка, вы счастливый человек. У большинства проблема в том, что "подальше" в их мире просто не существует. Как вопрошает другая поговорка, если для всего не хватает места, как может все быть на месте?

Что такое беспорядок?

Единого определения не существует: то, что для одного хаос, для другого предмет восхищения. Однако специалисты, помогающие другим наводить порядок, сходятся по нескольким пунктам.
Что мы понимаем под беспорядком.
  • Беспорядок - это то, что тебя беспокоит, поскольку дез организует и вносит хаос.
  • Беспорядок порождается тем, что ты не любишь и чем не пользуешься - нереальными планами, ненужными вещами, недостатком места и т.п.
  • Беспорядок заставляет человека чувствовать себя не удовлетворенным, побежденным, угнетенным, беспомощным, не контролирующим собственную жизнь, ставшим жертвой обстоятельств.
  • Беспорядок может быть симптомом отсутствия у человека ясности, кто он такой и какую жизнь ведет.
  • Беспорядок подобен постоянному шуму в радиоприемнике. Он отвлекает и мешает.
  • Беспорядок вызывает стресс.
Первый шаг к избавлению от беспорядка, заключается в принятии решения: либо смириться с беспорядком и перестать на него жаловаться, либо что-то с ним делать.
Плюсы наведения порядка как минимум следующие.
  • Легче заниматься уборкой.
  • Все вокруг выглядит чище.
  • Остается больше времени для важных дел.
  • Лучше себя чувствуешь.

Этапы борьбы с беспорядком

Обычно столкновение с хаосом парализует человека, вызывая у него чувство беспомощности, однако процесс наведения порядка на самом деле довольно прост.
Организаторская работа, идет ли речь об офисе, бумагах, столе, о чем угодно, сводится к трем этапам.
1. Избавление от того, что не нравится, не нужно, бесполезно.
2. Разделение оставшегося на группы по сходным признакам.
3. Выделение для каждой группы своего места. Это порой самое сложное - места для всего может не хватать, но место должно быть для всего и все должно быть на месте.
В любом случае возникающий порядок должен удовлетворять трем требованиям. 1. Красота - в том смысле, что тебе приятно смотреть на такое окружение и работать в нем.
2. Функциональность, поскольку красота без функции смысла не имеет.
3. Легкость поддержания.

Анализ беспорядка

Решив что-то делать с беспорядком, начните с анализа его и разделения на группы. Составьте их список. Если трудно сделать это, сидя за столом, пройдитесь по комнатам, отметьте и сгруппируйте то, что вас не устраивает.
Бумаги - один из главных элементов беспорядка. Если что-нибудь не на месте, то среди этого "чего-нибудь" почти наверняка бумаги - в широком смысле слова. Это могут быть старые газеты и журналы, рекламные листовки, письма, вырезки, школьные тетрадки, записки и т.п.
Еще один обычный фактор беспорядка - одежда. Тут два варианта: либо вы не умеете развешивать и раскладывать ее по местам, либо вам жалко расставаться с вещами, которые уже не впору, вышли из моды, истрепались или вообще никогда почему-то не надевались.
Остальные виды беспорядка выглядят бесчисленными притоками двух главных рек. Рассматривать все категории нет смысла. Стоит разве что упомянуть наиболее распространенные: то, что относится к надомной работе, домашним животным, увлечениям, а также книги, кассеты и компакт-диски, электроника, игрушки, кухонная утварь.
Перед атакой на беспорядок осознайте, что ощущение несокрушимости хаоса связано с захваченной им территорией. Главное, не останавливаться: разделите это дело на небольшие этапы, и каждый отвоеванный у беспорядка клочок пространства будет поднимать ваш боевой дух.
Для начала выделите территорию, которая больше всего вас беспокоит. Если она велика (например, подвал), выделите на ней небольшой участок (скажем, шкаф). Теперь начинайте с какой-то его малой части - одного ящика и т.д.
Возможно, главная ваша головная боль - кухонный стол, так заваленный бумагами и прочим хламом, что уже некуда поставить тарелку. Начните расчистку с одного его угла и расширяйте плацдарм.

Врачебный подход: сортировка

Берите пример со службы скорой медицинской помощи; принцип ее работы - сортировка пациентов в зависимости от того, насколько срочно им требуется врач. Иными словами, вам нужна система определения приоритетов.
Сортировка при наведении порядка включает три категории.
  • Избавиться.
  • Сохранить.
  • Принять меры.
Проводя сортировку, вы откладываете в кучу "избавиться" вещи, которые надо просто выбросить, раздать желающим или продать. В категорию "сохранить" могут попасть, скажем, бумаги с адресами и телефонами (ввести в компьютер, собрать в папку и т.п.), одежда (развесить,разложить по шкафам), спортивный инвентарь (выделить место). "Принять меры" - это значит, например, оплатить скопившиеся счета, вернуть взятые на время книги или видеокассеты, обменять бракованную покупку. Сортировать надо любой элемент наличного или возможного потенциального беспорядка, включая ежедневно получаемую корреспонденцию, копящиеся на столе бумаги, хлам, переполняющий чулан.
Решайте быстро. Проводя сортировку, не размышляйте часами, нужна вам или нет неожиданно обнаруженная майка. Будьте беспощадны к барахлу. Если вы месяцами, а то и годами о нем не вспоминали, значит, скорее всего, сможете обойтись без него.
То, что собираетесь сохранить, например детскую одежду старшего сына, которую через пару лет сможет носить младший, рассортируйте и промаркируйте ее. Разложите, скажем, все эти шорты и курточки по нескольким коробкам, надписав их: "1-2 года", "3-4 года" и т.п. Не сваливайте нужные вещи в одну кучу, иначе потом поиск любой из них может обернуться кошмаром.
Если у вас скопилось много дорогих сердцу реликвий, подумайте, нельзя ли хранить их рационально. Например, не держать на всех полках пыльные шишки и ракушки, а разложить их по коробкам с соответствующими этикетками (типа "Крым, 1991") и держать их в шкафу. Фотографии подписать и вставить в тематические альбомы ("Дочка-школьница", "Дача" и т.п.), для которых выделить свое место.

Закройте кран

Не дожидаясь наведения порядка в доме, принимайте меры по сокращению притока в него ненужных вещей. Смотрите на беспорядок как на переполненную ванну с открытым краном. Сначала надо его завернуть, а уже потом прочищать слив, спускать воду и вытирать пол.
Чтобы не захламлять дом, имейте в виду следующие правила.
  • Когда хочется купить что-то, задумайтесь, стоящая это вещь или будущий хлам. Относитесь к покупке не менее серьезно, чем к выбору спутника жизни, - не спешите с решением.
  • Ходите за покупками с вместительной сумкой, не приносите домой кучу одноразовых пакетов.
  • Перестаньте подписываться на газеты и журналы, которые почти не читаете.
  • Не покупайте вещи, которые будут нужны вам крайне редко. Берите их напрокат или одалживайте.

0 коммент.:

Отправить комментарий